История предприятия

Казанское научно-производственное предприятие «Вертолеты-МИ» – центр по модернизации вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций. Наша миссия – удовлетворение спроса эксплуатантов воздушных судов в увеличении дальности и безопасности полетов вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ посредством разработки, производства и установки на них внешних дополнительных топливных баков и систем аварийного приводнения.

На сегодняшний день перечень основных услуг КНПП «Вертолеты-МИ» включает в себя:

  • модернизацию топливной системы вертолетов (внешние дополнительные топливные баки (ВДТБ.6130.000) – производство, установка, обслуживание;
  • модернизацию аварийно-спасательной системы вертолетов (системы аварийного приводнения САП 4011.000 – производство, установка, обслуживание);
  • модернизацию грузоподъёмной системы вертолетов (установка внешней подвески грузов (до 4 тонн), установка лебёдочно-грузовой системы СЛГ 300);
  • проектирование систем для авиационной техники и разработку конструкторской документации.

На сегодняшний день в эксплуатации по всему миру насчитывается более 700 комплектов ВДБ.6130.000.

КНПП «Вертолеты-МИ» является одним из старейших авиационных предприятий России. История предприятия берёт своё начало в 1946 году, когда на базе одного из заводов города Казани было создано Конструкторское бюро главного конструктора Г.И. Бакшаева. КБ занималось проектированием и постройкой планеров, планеров-мишеней для ВВС и войск ПВО. В 1952 году предприятие вошло в состав Опытно-конструкторского бюро М.Л. Миля, стало его филиалом №1 и сменило профиль деятельности на вертолетную тематику.

Основными направлениями деятельности предприятия стали опытно-конструкторские работы на различных модификациях вертолетов, созданных головным ОКБ:

  • пассажирских вертолетов и вертолетов повышенной комфортности (салоны),
  • пассажирские вертолеты-амфибии,
  • транспортные вертолеты,
  • поисково-спасательные вертолеты,
  • вертолеты для тушения пожаров,
  • вертолеты-амфибии для китобойных и рыболовных флотилий,
  • лыжные шасси гражданских вертолетов,
  • вертолеты для сельского хозяйства,
  • вертолеты для укладки с воздуха труб газопроводов,
  • вертолеты медицинского назначения.

В целом, работы коснулись вертолетов Ми-1, Ми-2 Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-14, Ми-18, Ми-19, Ми-38.

М.Л. Миль
22.11.1909 - 31.01.1970

«У авиаконструктора две задачи: найти решение, обеспечивающее высокие тактические данные при заданном весе полезной нагрузки и хорошие летные данные с точки зрения управляемости, построить машину, хорошую для летчика; создать машину, хорошую в эксплуатации — простую, надежную, с высоким ресурсом.»

Выдержка из дневника М.Л. Миля,
1964–1965 гг.

  • Предприятие было основано 3 августа 1946 года на основании приказа Министерства авиационной промышленности СССР № 499 для разработки планеров и мотопланеров. Главным конструктором ОКБ был назначен Бакшаев Григорий Иванович.

  • В 1952 году предприятие вошло в состав Опытно-конструкторского бюро М.Л. Миля, стало его филиалом №1 и сменило профиль деятельности на вертолетную тематику.

  • В течение 1961-1962 годов Филиал №1 ОКБ им. М.Л. Миля активно участвовал в разработке технической документации на опытные образцы пассажирского и десантно-транспортного вертолета Ми-8 в однодвигательном и двухдвигательном вариантах.

  • КНПП «Вертолеты-МИ» выполнило первую модернизацию пассажирского салона вертолета. КНПП «Вертолеты-МИ» выполнило модернизацию вертолета Ми-8 «Горизонт», один из нескольких проектов, связанных с использованием вертолетов Ми-8 в отечественной программе освоения космоса. В 1975 году была разработана РКД на оборудование вертолет Ми-8Т, доработаны два вертолета.

  • КНПП «Вертолеты-МИ» изготовило первый медицинский вертолет-«летающий госпиталь».

  • Вертолет Ми-17-1ВА Госпиталь.

    Работа по данной теме является одной из многих работ, выполненных Филиалом в области разработки отечественных систем и аппаратов для медицинских целей. Вертолет Ми-17-1ВА был предназначен для поставки медицинских вертолетов за рубеж. Переоборудование выполнено в Венгрии специалистами Филиала №1. В 1989 году этот вертолет был показан на авиасалонах в Ле-Бурже (Франция) и в Фарнборо (Англия).

  • Вертолет Ми-8АМТ.

    Работа по данной теме является одной из многих работ, выполненных Филиалом №1 и связанных с модификацией военных вертолетов для гражданской авиации. В 1989 году разработана техническая документация. Филиал №1 принимал активное участие в процедурах постановки вертолета Ми-8АМТ на серийное производство в «Улан-Удинский вертолетный завод» (У-УАЗ).

  • 20 апреля 1992 года филиал №1 МВЗ им. М.Л. Миля стал самостоятельным научно-производственным предприятием для решения многопрофильных задач по вертолетам «МИ» – Казанское научно-производственное предприятие «Вертолеты-МИ».

  • В 1993 – 1999 годах была разработана техническая документация на внешние дополнительные топливные баки ВДБ.6130.000 и системы аварийного приводнения вертолета САП.4011.000, изготовлены комплекты и проведены необходимые испытания. С 1996 года ВДТБ и САПы систематически изготавливались и устанавливались на вертолеты Ми-8 и его модификации по заказу государственных структур и коммерческих авиакомпаний.

  • КНПП «Вертолеты-МИ» изготовил первый пассажирский вертолет с салоном повышенного комфорта (VIP-салон).

  • Произошла смена основного акционера и ребрендинг компании. Начаты работы по совершенствованию основной продукции – внешних дополнительных топливных баков ВДБ.6130.000 и систем аварийного приводнения САП.4011.000 для вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций.

  • Выпущен бюллетень №6130-2-БЭ-Г (АБ) об установлении назначенного ресурса 3000 часов внешним дополнительным топливным бакам ВДБ.6130.200 и элементам их крепления, позволяющий авиакомпаниям снизить издержки на поддержание летной годности вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций.

+ -

20 апреля 1992 года филиал №1 стал самостоятельным научно-производственным предприятием для решения многопрофильных задач по вертолетам «МИ» – Казанское научно-производственное предприятие «Вертолеты-МИ». В сотрудничестве с Московским вертолетным заводом КНПП «Вертолеты-МИ» продолжило выполнение опытно-конструкторских работы по модернизации и оснащению новым оборудованием вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-14. Проводился полный цикл работ от разработки конструкторской документации до изготовления и испытания опытного образца, выпуска малой серии. Модификации вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТ, МИ-8МТВ, Ми-17, Ми-14, разработанные КНПП «Вертолеты-МИ», неоднократно демонстрировались на авиасалонах в России и за рубежом. Продукция блестяще зарекомендовала себя при эксплуатации более чем в 50 странах мира.

В 2018 году происходит ребрендинг КНПП «Вертолеты-МИ», оптимизация штата с акцентом на профессионализм кадров и обеспечение преемственности поколений, расширение линейки продуктов и услуг, предлагаемых заказчику. Начаты работы по совершенствованию основной продукции – внешних дополнительных топливных баков ВДБ.6130.000 и системы аварийного приводнения САП.4011.000 для вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций. Начаты мероприятия по адаптации вышеуказанных систем на военную авиационную технику, а также применению на сертифицированной авиационной технике семейства «Ми».

В 2019 году выпущен бюллетень №6130-2-БЭ-Г (АБ) об установлении назначенного ресурса 3000 часов внешним дополнительным топливным бакам ВДБ.6130.200 и элементам их крепления, позволяющий авиакомпаниям снизить издержки на поддержание летной годности вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций.